Н. Морозов. Мой костер. Старинные романсы, исполнявшиеся цыганами. Для голоса и семиструнной гитары
28.02.2018, 10:29

Н. Морозов. Мой костер. Старинные романсы, исполнявшиеся цыганами. Для голоса и семиструнной гитары Автор: Н. Морозов
Год: 1992
Издательство: Советский композитор
Страниц: 42
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Вот уже два с половиной века старинные романсы покоряют слушателей своей задушевностью, интимной лирикой, непосредственностью передаваемых в них чувств. В наше время они звучат по радио и телевидению, с концертной эстрады и в домашней обстановке.
Что же такое старинный романс и в чем причина его столь большой популярности и долголетия? Почему его часто называют „цыганским", почему старинный романс поют в сопровождении гитары?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сделать небольшой экскурс в историю возникновения жанра старинного русского городского романса.
Городской романс вначале мало чем отличался от российской песни, которой он обязан своим происхождением. Зарождение самостоятельного жанра городского романса началось во второй половине XVIII века, когда все ярче стал проявляться интерес к русской народной песне, постепенно проникавшей из деревни в городскую среду. В городе стали бытовать различные песни фольклорного происхождения - обрядовые, ямщицкие и целый ряд других, вплоть до разбойничьих. Композиторы стали сочинять песни, по характеру музыки и тематике близкие к народным. Примером может служить песня М. И. Глинки "Ах ты, ночь ли, ноченька", написанная на слова А. Дельвига. Она воспринималась как народная и даже записывалась фольклористами как народная. Композиторы сочиняли вариации и различные увертюры на народные темы, обрабатывали народные мелодии для инструментального исполнения.
Одновременно появилась тяга к домашнему музицированию в помещичьих и дворянских кругах. Основной темой музицирования как в салонах светской знати, так и в среде разночинцев и купечества вместо французской и итальянской музыки стала сначала российская песня, а затем городской романс. В чем же причина его необыкновенной популярности? Прежде всего в том, что он был теснейшим образом связан с русским песенным фольклором, питавшим его корни. Непосредственность, мягкая лирика городского романса были близки и понятны слушателям любого круга.
Первая половина XIX века - период расцвета городского романса. Широко известными становятся романсы А.Н. Титова (1769-1827), Н.С. Титова (1798-1843), А.Л. Гурилева (1803-1858) и многих других композиторов, писавших в этом жанре. Лучшие образцы их романсовой лирики и сейчас звучат с концертной эстрады.
Период наибольшей популярности русского городского романса совпадает с моментом широкого распространения в России семиструнной гитары. Это явление далеко не случайно. Семиструнная гитара по сути своей была неразрывно связана с русской народной песней. Этот инструмент - детище русских фольклорных песенных традиций. Поэтому закономерным было слияние русского романса с семиструнной гитарой, которая в сопровождении могла наиболее тонко подчеркнуть лиризм интимных переживаний, составлявших основную тематику городского романса. Романс и семиструнная гитара стали единым целым, характеризующим жанр домашнего музицирования. Отсюда неизбежное взаимовлияние: в произведениях гитаристов-композиторов большое место занимают вариации и фантазии на темы бытовавших в то время романсов, с другой стороны, авторы романсов в сопровождении использовали гитарную фактуру с несложной гармонией и простым ритмическим рисунком, не претендующим на самостоятельность аккомпанемента, но тонко подчеркивающим музыкально-поэтическое содержание произведения.
В более позднее время, когда наряду с домашним музицированием появилось профессиональное исполнительство, старинный русский романс стал неотъемлемой частью концертных программ профессиональных певцов. Звучал он в неповторимом исполнении Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова. Блестящими исполнителями русского романса были наши выдающиеся певцы Н. А. Обухова, И. С. Козловский, Г. П. Виноградов. В их исполнении старинные романсы звучали, как правило, в сопровождении гитары.
В наше время старинные романсы часто называют "цыганскими". Правомочно ли это? Что такое "цыганский" романс, существует ли самостоятельный жанр „цыганского" романса?
Первый цыганский хор появился в России в последней четверти ХVIII Века. Он был выписан графом Орловым из Молдавии, где ему приходилось слушать пение кочевых цыган, поразившее его своей экзотичностью.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Когда душа полна. Слова и музыка неизвестного автора
  • Я ждал тебя. Музыка Сарахтина. Слова А. Апухтина
  • Не пробуждай воспоминанья. Музыка П. Булахова. Слова Н. Н
  • О, позабудь! Музыка Б.Фомина. Слова неизвестного автора
  • Я не могу любить. Слова и музыка неизвестного автора
  • Я вас любил. Музыка Б. Шереметьева. Слова А. Пушкина
  • Мой костер. Музыка неизвестного автора. Слова Я. Полонского
  • Зачем я влюбился? Слова и музыка неизвестного автора
  • В час роковой. Слова и музыка неизвестного автора
  • Капризная. Слова и музыка А. Кашевского
  • Пара гнедых. Музыка С. Данаурова. Слова А. Апухтина
  • Очи черные. Слова и музыка неизвестного автора
  • Глядя на луч. Слова и музыка неизвестного автора
  • Твои глаза зеленые. Музыка Б. Фомина. Слова К. Подревского
  • Расставаясь, она говорила. Музыка П. Булахова. Слова Н. Жодейко
  • Нет, не любил он. Музыка А. Гуэрчиа. Слова М.Медведева
  • Я не скажу тебе. Слова и музыка неизвестного автора
  • Прощай, мой табор. Музыка Б. Прозоровского. Слова В. Маковского

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Вокал | Добавил: aperock | Теги: вокал, ноты, гитара, цыгане, цыганский романс, РОМАНС
Просмотров: 1462 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar