К. Дебюсси. Эстампы для фортепиано
23.11.2017, 12:10

К. Дебюсси. Эстампы для фортепиано Автор: К. Дебюсси
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 29
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

Сюита «Эстампы» – это первое фортепианное произведение, которое Клод Дебюсси создал после премьеры «Пеллеаса и Мелизанды», состоявшейся в 1893 г. Этим произведением открывается новый период в творчестве композитора, ознаменовавшийся многочисленными стилевыми находками и достижениями в области фортепианной музыки. Заглавие, которое композитор дал сюите – это термин изобразительного искусства, обозначающий оттиск с гравюры. Таким образом, название настраивает не только на конкретную «зримость» образов, но и на графичность «черно-белых» линий, главенствующих над тембровыми красками, что, впрочем, не исключает красочности фактуры и гармонии.
Три пьесы «Эстампов» представляют собой воплощение образов трех национальных культур – Китая, Испании и Франции. Каждый из этих «портретов» создается посредством особой ладовой окраски и колористических приемов, зачастую напоминающих о звучании национальных инструментов. Музыкальный «мир» Китая представлен в первой пьесе – «Пагоды». Во время Всемирной выставки, состоявшейся в 1889 г. в Париже, композитор слушал гамелан – традиционный яванский оркестр. Его очень заинтересовало необычное для европейского слуха звучание гонгов, китайских барабанов, колокольчиков и других народных инструментов. Эти впечатления отражены в фортепианной фактуре «Пагод». Символом Востока становится пентатоническая ладовая окраска. Ритмический рисунок напоминает китайские мелодии. В форме пьесы, сочетающей трехчастность с варьированием, отражается созерцательность, присущая восточной – в частности, китайской – культуре. Постоянно сохраняя некоторую статичность, тема излагается в многочисленных вариантах: в конце первого раздела она излагается в увеличении, в среднем – в уменьшении, в коде «рассыпается» потоком фигураций – в триолях, квартолях и квинтолях. Варьирование наблюдается и в контрапунктирующем голосе: каждый новый контрапункт является вариантом предшествующего. Фактура тоже варьируется: за одноголосным изложением темы следует октавное, присоединяется аккордовое сопровождение, тема и контрапункты меняются местами. Колоссальная роль, которую играют контрапункты в этой пьесе, тоже перекликается со звучанием гамелана. Пленительный образ далекой страны возникает в «Пагодах»: «Не только почти китайский рисунок, но и волнение, тоска по слишком нежным странам», – так охарактеризовала ее Маргарита Лонг.
Образ Испании предстает в следующем номере – «Вечер в Гренаде» – в виде «пейзажной зарисовки» летнего вечера. Это одно из первых претворений «испанской темы» в творчестве Клода Дебюсси и первое использование им жанра хабанеры, которая впоследствии появится в прелюдии «Воротах Альгамбры» и в «Ароматах ночи» из оркестровой сюиты «Образы». Народных мелодий композитор не цитирует, но очень тонко передает ритмические особенности хабанеры – с пунктирным ритмом сопровождения сочетается триоль и дуоль в мелодическом голосе. Присутствуют и черты стиля фламенко, в частности, нисходящее гаммаобразное движение с увеличенными секундами. Сумеречная «вечерняя» или даже «ночная» атмосфера создается средствами фактуры – в различных ее пластах то возникают, то исчезают органные пункты, причем доминирует в них доминантовый звук основной тональности. Это и отражает гармонические особенности испанского музыкального фольклора, и создает впечатление некоторой ирреальности. Созданию таинственной атмосферы способствуют и нюансы – даже аккорды исполняются на pp. Форма складывается из причудливого чередования нескольких мотивов. Пьесу высоко оценил Мануэль де Фалья. По словам испанского композитора, «все произведение, включая множество деталей, дает почувствовать, что это – Испания». А ведь на момент создания «Эстампов» Дебюсси еще не посещал Испанию!
Если в первых двух пьесах сюиты воплощались образы иностранных культур, то в заключительном номере – «Сады под дождем» – Дебюсси обращается в образу родной страны. Здесь композитор цитирует мелодии двух французских народных песен – «Мы не пойдем больше в лес, все лавры срезаны» и колыбельной песни «Спи, дитя, спи», но они используются лишь как музыкальный «символ» Франции. Основой композиции становится тема колыбельной. Она проводится многократно в разных тональностях, приобретая, в том числе, и лидийскую ладовую окраску. Вторая народная песня использовалась Дебюсси неоднократно – в раннем романсе «Спящая красавица», в оркестровом произведении «Весенние хороводы». Форма пьесы близка староконцертной: проведение основной темы в разных тональностях чередуется с интермедиями, основанными на ее развитии. По своей жанровой природе пьеса представляет собой токкату. Ее звонкая фактура исполнена света, непрерывное движение шестнадцатых ассоциируется с потоками дождя. Исследователи связывают содержание пьесы с Люксембургским парком, с садами Нормандии, но пьеса скорее напоминает обобщенный образ природы, оживающей и трепещущей под дождем.

СОДЕРЖАНИЕ:

  •  «Пагоды» (Pagodes)
  • «Вечер в Гранаде» (La soirée dans Grenade)
  • «Сады под дождем» (Jardins sous la pluie).

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Клавишные | Добавил: aperock | Теги: издательство музыка, эстампы, фортепиано, ноты, Дебюсси
Просмотров: 1199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar