Т. Тетерина. Сборник этюдов, пьес и ансамблей для фортепиано. Младшие классы ДШИ и ДМШ
28.12.2016, 10:46

Т. Тетерина. Сборник этюдов, пьес и ансамблей для фортепиано. Младшие классы ДШИ и ДМШ Автор: Т. Тетерина
Год: 2013
Издательство: Магнитогорск: ДШИ №1
Страниц: 101
Формат: PDF
Размер: 12,9 МВ
Язык: русский

Работая над подбором музыкального репертуара для младших классов, педагоги сталкиваются с проблемой разбросанности музыкального материала по разным сборникам. Собственно говоря, это можно считать не проблемой, а помощью для преподавателя. Ведь как хорошо, что существует такое разнообразие стилей и жанров музыкального материала для юных пианистов. Хотелось, как-то это разнообразие упорядочить и поместить в один сборник, с которым было бы удобно работать. Так был составлен данный сборник на основе музыкальных произведений разных композиторов. В сборник были включены упражнения по чтению с листа, которые помогли бы юному музыканту быстрее освоить нотную грамоту.
На первой странице сборника размещены ноты скрипичного и басового ключей, с которыми приходится сталкиваться учащемуся. Это своего рода «шпаргалка-подсказка», куда ребенок может заглянуть, если не уверен, что эта нота ему знакома. Все ноты расположены в порядке возрастания по высоте, а названия октав подписаны сверху.
Далее идут упражнения, где даны строчки нот, но уже не по порядку, а в разброс парами, тройками, четверками и т.д. Задача ученика – быстро сориентироваться и сыграть нужную ноту без подсчета линеек, как они обычно делают.
Поиграв ноты в скрипичном ключе первой октавы, можно переходить к игре нот во второй октаве. Они так же расположены парами, тройками, четверками, пятерками и т.д. То же самое проделываем в басовом ключе в малой и большой октаве.
Затем задача усложняется, потому что маленькому ученику предлагается поиграть интервалы, построенные от разных нот в скрипичном и басовом ключе.
Далее учащийся знакомится с аккордами, упражняясь быстро находить их на клавиатуре, различая разное расстояние между нотами.
Следующий раздел сборника - «Музыкальные термины». С ними нужно знакомить учащихся с первого класса. Каждый ученик получает небольшой словарик, в котором содержатся наиболее употребляемые слова и выражения. В нем есть не только термины, обозначающие темпы, но и термины, которые указывают на динамику, на изменение динамики и темпа, а также термины, указывающие на характер звучания. Последними представлены отдельные слова и выражения, например, «fine» и «da capo al fine». Вероятно, каждый педагог сталкивался с тем, что в большинстве сборников для младших классов недостаточное количество пьес для начального этапа обучения. Буквально 1-2 странички, 5-10 простеньких песенок, а далее следует усложнение музыкального материала. Далеко не каждый ребенок способен сразу перейти к более крупному музыкальному материалу. Практика показывает, что полезно подержать некоторое время начинающего музыканта на более простом материале: детских попевках, русских народных мелодиях, закрепляя навыки чтения с листа и развивая музыкальный слух и память ребенка. Кроме того, рекомендуемая на начальном этапе игра с рук, требует расширенного музыкального материала. По этой причине в следующем разделе сборника даны однострочные простые песенки, которые удобно запоминать с рук, а затем легко проигрывать по нотам одной рукой или чередуя правую и левую руку. Эти песенки довольно простые, но в то же время помогают маленьким ученикам знакомиться с видами движения мелодии, а также осваивать двухдольный и трехдольный размеры. Почти все песенки даны со словами, которые подписаны внизу под нотами.
Далее в сборнике даны те же самые песенки, но написанные на октаву выше или ниже, в басовом ключе. Ученик должен проиграть их на инструменте и угадать, что это за песня. Обычно дети, освоив ноты в первой октаве, с неохотой играют песенки, написанные во второй октаве или в малой (в басовом ключе). Здесь чтение с листа в этих регистрах превращается в увлекательную игру «Угадай мелодию». Следующий раздел сборника содержит этюды, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. По мере того, как ученик осваивает игровые приемы, ему даются на эти приемы этюды. Например, этюд Е. Гнесиной на легато по 2 звука или на легато по 3 звука. Здесь можно встретить этюды на разные виды техники К. Черни, Л. Шитте, И. Берковича, Ю. Некрасова и других советских и зарубежных авторов. Следующий раздел сборника – «Полифонические пьесы» включает в себя известные произведения И.С. Баха, Г. Персела, И. Гайдна, В. Моцарта, И. Кригера, Х. Хаслера и т.д. Раздел пьес также представлен разнообразными по стилю и форме произведениями. Здесь можно найти пьесы, зарубежных и советских композиторов, много маленьких джазовых пьесок, которые очень нравятся детям. Завершает сборник раздел «Ансамбли». Он начинается с легких пьесок, состоящих буквально из 2-х, 3-х нот, исполняемых на нон легато. Затем, перекликаясь с этюдами, появляются ансамбли, которые помогают ученику отработать прием двухзвучного или трехзвучного легато, исполняемого 2-3, 2-4 или 2-3-4 пальцами. Здесь также представлены пьесы зарубежных, советских и современных композиторов. Данный сборник может иметь практическую ценность в развитии навыков игры на фортепиано и оказывать помощь молодым специалистам при выборе репертуара в младших классах ДМШ и ДШИ.

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Клавишные | Добавил: aperock | Теги: пьесы, дмш, ансамбли, фортепиано, этюды, ДШИ, ноты, тетерина
Просмотров: 3265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar