Автор: Г. Заволокин
Год: 1994
Издательство: Композитор
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 11,4 МВ
Язык: русский
Выпуск этого сборника — ответ на многочисленные письма и просьбы телезрителей в адрес программы "Играй, гармонь!".
"Где можно достать ноты того, что играют ваши гармонисты?". "Почему наигрыши и песни, которые звучат в передаче, нигде не напечатаны?". "Может быть, редакции телевидения и Издательскому объединению "Композитор" стоит, наконец, объединиться и выпустить совместными усилиями сборник пьес для гармони, частушек и песен под гармонь? Ведь их полюбили и ждут многие-многие поклонники народного творчества".
Так и произошло. Перед вами сборник оригинальных (авторских) пьес и наигрышей гармонистов, выступления которых особенно запомнились телезрителям. Это и руководитель ансамбля песни и танца из Нижегородской области Николай Павлович Фагин, и шофер Афанасий Иванович Матюхин из Ельца, и ветеран войны и труда из Томска Михаил Иванович Савин, и многие другие.
Надо признаться, что запись виртуозной игры гармонистов-самородков — дело довольно сложное. Есть мнение на сей счет, что всякая нотная запись игры настоящего гармониста — всего лишь жалкая копия, отдаленно напоминающая оригинал.
Что ж, и как гармонист, и как автор данных переложений для двухрядной хроматической гармоники, вынужден с этим мнением согласиться. Почему? Потому, что игра хорошего исполнителя на самом деле чаще всего строится на импровизации, на свободном варьировании темы. Причем немалое значение здесь имеет инструмент.
У Н. П. Фагина, например, добротная концертная "хромка", и на ней он, грамотный, технически подвинутый музыкант, блестяще использует весь звукоряд (в буквальном смысле до единой нотки). Вот и бурлят, искрятся, переливаются, словно солнечные блики на волжской воде, "Нижегородские напевы" под его руками. А попробуй повторить на более чем скромном "магазинном" инструменте — то ли выйдет, то ли нет, еще вопрос.
А. И. Матюхин показал свою игру на елецкой рояльной гармонике. Инструмент тоже с особенностями: необычное устройство левой клавиатуры с сочным рокочущим басом, клавишная однорядная правая клавиатура, удобная для мелкой техники. Прибавьте сюда неповторимое умение исполнителя владеть мехом (смена в очень быстром темпе на каждую шестнадцатую ноту) и другие индивидуальные приемы. Слушаешь игру в его исполнении — ну просто чудо, а вот повторить на двухрядке — от комментариев воздержусь.
Примерно также обстоит дело и с уникальным творчеством на редкой ныне однорядной сибирской тальянке томича М. И. Савина.
Однако скольжение по грифу, резкие удары ("корты", как он их называет) сверху вниз и наоборот, своеобразные акценты, активный характер игры в до-мажорном переложении для хроматической двухрядки уже не так убедительны.
Напрашивается закономерный вопрос: "Как же быть? И какая польза от этого сборника, если ноты — "жалкая" копия, переложения бессильны передать всей полноты звучания оригинала?".
Думается, что польза от издания все-таки будет. Сегодня, когда мы так безудержно теряем те последние корни, связывающие нас с нашей богатейшей культурой, с древней традицией, полезна всякая фиксация талантливого самовыражения личности. Потому даже при вышеперечисленных издержках предлагаемый музыкальный материал, на мой взгляд, все-таки ценность.
Известно, что человек красив в момент творчества. А красота и творчество обязательно вызывают встречное действие. Тем, кто будет пользоваться нашим сборником, посоветовал бы следующее: не обязательно точно повторять нотный текст. Лучше — поиск в пределах разумного и с учетом возможностей своего инструмента. Наметилось свое, зазвенело — не держи в упряжке, долой законы и догмы, дай волю фантазии. В этом — назначение и суть гармони.
Если же сам придумывать еще не научился, не вредно и копированием позаниматься. Нравится вещь, легла на душу, справляешься технически — играй по нотам. С добротного ведь считываешь, так сказать, с натурального.
Включены в сборник несколько песен и частушек, прозвучавших в передачах и тоже отмеченных слушателями.
Ну вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать, предваряя первый выпуск. Остается поблагодарить тех, кто прислал свои пьесы, и тех, кто принимал участие в расшифровках магнитофонных записей — это артисты ансамбля народной музыки "Частушка" Виктор Протоковило и Олег Иванченко. Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке материала для следующих выпусков.
А пока — играйте и пойте на здоровье. С уважением и пожеланием творческих успехов Заслуженный артист, лауреат Государственной премии России Геннадий Заволокин.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Нижегородские напевы. Музыка Н. Фагина (Нижний Новгород)
- Лирические наигрыши. Музыка А. Устьянцева (Каменск-Уральский)
- Кавалерийский марш. Музыка М. Савина (Томск)
- Подгорная. Русская пляска. Наигрыш М. Савина (Томск)
- Махонька. Сибирская частушка. Наигрыш М. Савина (Томск)
- Иркутяночка. Сибирская пляска. Наигрыш И. Казакова (Иркутск)
- Плясовая. Наигрыш И. Балагурова (Вологодская область)
- Под драку. Вологодская пляска. Наигрыш Л. Попова (Череповец)
- Короткие страдания. Наигрыш А. Матюхина (Елец)
- К ней и от ней. Наигрыш А. Матюхина (Елец)
- Барыня. Русская пляска. Наигрыш А. Матюхина (Елец)
- Коробейники. русская народная песня. Обработка В. Королева (Ярославская область)
- Лучше б ты не играла, гармонь. Слова и музыка Г. Заволокина (Новосибирск)
- Частушки по никольски. Напев Е. Вязниковой (Вологда). Наигрыш Н. Филина (Вологда)
- Зимняя песня. Музыка Г. Заволокина. Слова Н. Рубцова
- Крапива. Музыка Г. Заволокина. Слова народные и Г. Заволокина
- Ох да, сормовская больша дорога. Рекрутские страдания. Запись и обработка Г. Заволокина. Записано у гармониста Н. Фагина (Нижний Новгород
СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:
Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.
Поделиться книгой в соцсетях:
|