А. Осипов. Губинский марафон. Выпуски 1,2
02.01.2017, 11:00

А. Осипов. Губинский марафон. Выпуски 1,2 Автор: А. Осипов
Год: 2013
Издательство: Орехово-Зуево: самиздат
Страниц: 114 + 144
Формат: PDF
Размер: 5,6 МВ
Язык: русский

ВЫПУСК 1. Губинский марафон. Пьесы для балалайки и фортепиано

В авторский сборник педагога-композитора Александра Николаевича Осипова «Губинский марафон» вошли избранные сочинения для балалайки в сопровождении фортепиано. Это пьесы и обработки песенных мелодий, предназначенные для педагогического и концертного репертуара учащихся в детской музыкальной школе или школе искусств. Все номера сборника в свое время прошли непременную апробацию в репертуаре учеников самого А. Осипова и теперь предлагаются вниманию коллег-педагогов.
Состав сборника разнообразен в жанровом отношении. К традиционному типу балалаечных пьес относятся: «Русский танец», «Русская плясовая», «Кадриль», «Экспромт», «Эскиз», «Танец», «Шесть восьмых». Стилистически к этой группе приближаются пьесы программно-изобразительного характера, так или иначе связанные с русской тематикой: «Дорога в Губино», «Старый дилижанс», «Вечер в Губино», «Губинский марафон», «Новогоднее настроение», «Старый Покров». (Следует отметить, что деревня Губино, где находится школа, в которой работает А. Осипов, и ее живописные окрестности довольно часто становятся источником его творческих замыслов). Особую группу в составе сборника образуют яркие характеристические пьесы с экзотической тематикой: «Маленький детектив», «Веселый ритм», «Маленький ковбой», «Караван». Они отличаются специфическим музыкальным языком и некоторым усилением программной выразительности. Наконец, последняя группа произведений — это традиционные для репертуара народных инструментов обработки. Но это не совсем обычные для своего рода сочинения. В отличие от общей практики создавать для балалайки обработки мелодий русских народных песен или романсов, А. Осипов обращается к музыкальному материалу более актуальному в условиях современного музыкального быта. Он делает обработки детских песен («На мосточке», «Цыплятки»), бардовской песни («На далекой Амазонке»), популярных песен советского периода («Песня без слов», «Старый извозчик»).
Музыкальный язык сборника обладает очевидным стилистическим единством. В его основе ясное гармоническое мышление и привычные приемы мелодического развития. Отчасти выбор средств, естественно, определяется инструктивными задачами и учетом интонационных традиций. Вместе с тем, в зависимости от характера пьесы, к основному языковому комплексу может добавляться (или даже потеснить его) интенсивное модуляционное развитие, колористическая или характерно-стилистическая гармония, синкопированный ритм, полиметрические построения, выразительная хроматика.
В композиционном строении пьес преобладают принципы рондо и вариаций. Но кроме того что эти принципы весьма изобретательно иногда интерпретируются и синтезируются, в отдельных случаях им находится неординарная замена. Так в пьесе «Дорога в Губино» применена оригинальная инструментальная форма, трансформированная из вокальной куплетной формы с припевом. А в пьесе «Маленький детектив» композиция развертывается преимущественно по событийно-сюжетному принципу.
Исключительно важной и сильной стороной сочинений А. Осипова является качество ансамбля балалайки и фортепиано. Это дуэтный тип ансамбля, в котором инструменты попеременно выходят на первый план, однако в целом роль балалайки остается главенствующей. Помимо гармонической и метрической опоры и существенных контрапунктических дополнений фортепианная партия содержит элементы звукоизобразительности, звукоподражания, подражания звучаниям другим инструментов. Общая фактура ансамбля хорошо сбалансирована и по звуковой плотности, и по ритмическому наполнению, и по интонационному содержанию.
Обладая даром создавать яркие запоминающиеся мелодии, А. Осипов нередко включает в свои произведения цитаты из известной музыки других композиторов. Всякий раз это производит эффект неожиданного визита старых друзей и действительно напоминает цитирование «крылатых слов» по ходу речи опытного рассказчика или оратора. Только в отличие от цитат словесных, которые приводятся обычно в начале речи или рассказа, музыкальные цитаты в произведениях А. Осипова появляются в заключительных разделах музыкальной формы. В «Песне без слов» это вариантное цитирование (в качестве инструментального «припева») припева песни И. Дунаевского. Народная мелодия, вспыхивающая в конце «Русской плясовой», оказывается темой предыдущих вариаций. Как обобщение звучит в коде пьесы «Кадриль» и словно говорит знакомыми всем словами мелодия знаменитой песни В.Темнова. А в «Новогоднем настроении» с главной темой пьесы чередуются две любимые в России новогодние мелодии: детская «В лесу родилась ёлочка» и взрослая «Пять минут» (кроме того во вступлении пьесы звучит автоцитата — мелодия песни самого А. Осипова).

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Танец
  2. Песня без слов
  3. На мосточке
  4. Дорога в Губино
  5. Старый дилижанс
  6. Эскиз
  7. На далёкой Амазонке
  8. Вечер в Губино
  9. Губинский марафон
  10. Кадриль
  11. Детективный сюжет
  12. Весёлый ритм
  13. Маленький ковбой
  14. Караван
  15. Цыплятки
  16. Экспромт
  17. Новогоднее настроение
  18. Старый Покров
  19. Шесть восьмых
  20. Русский танец
  21. Старый извозчик
  22. Верейские подружки
  23. Русская плясовая

ВЫПУСК 2. Губинский марафон. Пьесы для гуслей звончатых и фортепиано

Второй выпуск концертно-педагогических сочинений педагога-композитора Александра Николаевича Осипова «Губинский марафон» посвящён гуслям звончатым.
Общее строение этого сборника сходно с хорошо продуманной программой сольного концерта из двух отделений. Первое отделение концерта составили бы десять отдельных пьес, помещённые в начале сборника, и следующая за ними четырёхчастная характеристическая сюита «Времена года». Следующие затем танцевальные сюиты «Осенний бал в Губино» и «Губинский карнавал» составили бы второе отделение концерта.
Начальные пьесы и сюита «Времена года» естественно объединяются между собой благодаря их общему характерному свойству — песенности. Единственное исключение в этой группе создаёт танцевальная пьеса «Регтайм», которая тем самым вносит необходимое для концертной программы разнообразие и дополнительно подчеркивает песенность окружающих её номеров.
Песенность первой части сборника проявляется в разных отношениях. Прежде всего, это жанрово-стилистический характер заимствованного музыкального материала в пьесах-обработках, — всё это песни: «Как пошли наши подружки», «В низенькой светёлке», «Вологда», «Как пойду я на быструю речку», «Из-за острова на стрежень», «Ухарь купец», «Вижу чудное приволье», «Вышли в поле косари». По большей части это народные русские песни. Оригинальные мелодии в остальных пьесах первой части сборника также обладают явно песенным характером и стихотворно-песенной структурой, но при этом они охватывают более широкий стилистический диапазон. Лишь одна из этих мелодий воспроизводит традиционно-народный песенный жанр («Величальная»). Другие принадлежат сфере российского песенного обихода XX века: эстрадная лирическая песня («Вечерняя баллада»), массовая лирическая песня («Осень»), песня для детей («Зима»), лирический гимн («Весна»).
Другой аспект проявления песенности в первой части сборника касается композиционного строения пьес. Основной принцип строения и развития в этих пьесах — куплетно-вариационная форма, главным образом, с неизменяемой мелодией. Оригинальная или заимствованная песенная мелодия проводится в пьесе несколько раз подряд без каких-либо изменений в ней самой, но всякий раз с некоторыми характерными изменениями в фактуре сопровождения или в соотношении мелодии с сопровождением. Например, пьеса-обработка «Прялка» состоит из пяти проведений мелодии песни «В низенькой светёлке», — каждое из которых сочетается со своим особенным характерно-выразительным составом фактуры; причем постепенно, от куплета к куплету, повышается плотность звучания. Другой пример — пьеса на оригинальную тему «Вечерняя баллада»; она состоит всего из двух «куплетов»: в первом лирическая песенная мелодия излагается с сопровождением стабильного типа, а во втором мелодия звучит в составе интенсивного фактурно-динамического развития. Так или иначе, складывается песенная по происхождению инструментально-куплетная форма, в которой словесное обновление от куплета к куплету замещается фактурно-динамическим обновлением.
Обычное для инструментальных вариаций орнаментальное варьирование (т.е. замена мелодии фигурациями) также встречается в этой группе пьес, но в небольшом количестве и, как правило, в чередовании с фактурно-динамическим варьированием. Например, в пьесе-обработке «Как пойду я на быструю речку» первая вариация — орнаментальная, вторая — фактурная, а третья вариация начинается как орнаментальная, а продолжается и заканчивается как фактурная. Кроме того встречаются особенные композиционные решения. Так в пьесе «Весна» из первоначального изложения мелодии, фактурной вариации и повторения первоначального изложения складывается своеобразная трехчастная форма. А пьеса «Зима» представляет собой последовательность двух разных по мелодии «песен без слов», близких по характеру.
Сочетание песенного принципа построения пьес с песенностью их мелодий как раз и создаёт легко воспринимаемое на слух общее свойство первой части сборника, названное выше песенностью.
Две танцевальные сюиты, занимающие вторую половину сборника, и которые следовало бы отнести ко второму отделению возможного концерта, — это музыка совершенно другого типа. Здесь царит чистая танцевальность, связанная исключительно с пластикой танцевальных движений, и напевность мелодий здесь имеет весьма отдалённое и опосредованное отношение к песенности. К тому же это музыка определённо академического стиля.
В составе этих сюит нет исторических танцевальных жанров неактуальных в настоящее время (таких, как менуэт, сарабанда и др.) Первая сюита «Осенний бал в Губино» составлена из бальных танцев XIX века, танцуемых до сих пор: «Полонез», «Мазурка», «Краковяк», «Вальс», «Полька» (лишь торжественное «Вступление» к этой сюите имеет черты ушедшего из бального репертуара гавота). Вторая сюита «Губинский карнавал» состоит из бальных танцев XX века, преимущественно американского (чарльстон, твист) и латиноамериканского (самба, румба, танго) происхождения. Поскольку заявленный в названии сюиты воображаемый карнавал «проходит» в русской подмосковной деревне Губино, включение в сюиту русской кадрили совершенно естественно и даже необходимо. А вот пьеса «Солнечная тарантелла» на первый взгляд может показаться несколько неуместной в таком окружении. Однако сомнения рассеиваются, когда слышишь в её музыке остроумный переход от тарантеллы к буги-вуги и обратно. Это танец-маска, танец-игра.
В отношении всего сборника нельзя не отметить мастерское использование композитором ограниченных исполнительских возможностей гуслей — однотонального диатонического инструмента. В пьесах-ансамблях партия фортепиано тонко и изобретательно восполняет в общем звучании хроматику и модуляционное развитие, и нередко выступает в роли солирующего инструмента в сопровождении гуслей. В ряде случаев попеременное солирование двух инструментов даже приобретает характер концертирования. А в двух блестящих пьесах для гуслей без сопровождения — «Величальная» и «Как пойду я на быструю речку» — гусли показаны как вполне самостоятельный концертный мелодико-гармонический инструмент, обладающий уникальной колористической выразительностью.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Величальная
  • Как пошли наши подружки
  • Прялка
  • Вологда
  • Как пойду я на быструю речку
  • Регтайм
  • Концертная пьеса
  • Ухарь-купец
  • Вечерняя баллада
  • Сказ о России

Сюита. Времена года

  • Лето. Сенокосная
  • Осень. Листопад
  • Зима. Мороз и солнце
  • Весна. Радость жизни

Сюита. Осенний бал в Губино

  • Вступление
  • Полонез
  • Мазурка
  • Краковяк
  • Вальс
  • Полька

Сюита. Губинский карнавал

  • Краски осени. Самба
  • Чарльстон
  • Губинская кадриль
  • Солнечная тарантелла
  • Твист
  • Вечер в Губино. Танго
  • Праздник. Румба

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Балалайка | Добавил: aperock | Теги: Осипов, балалайка, фортепиано, гусли, ноты
Просмотров: 3224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar