Е. Барбан. Черная музыка, белая свобода. Музыка и восприятие авангардного джаза
08.11.2016, 11:00

Е. Барбан. Черная музыка, белая свобода. Музыка и восприятие авангардного джаза Автор: Е. Барбан
Год: 2007
Издательство: Композитор
Страниц: 284
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский

В книге на широком музыкальном и историческом фоне рассматриваются эстетика и философия авангардного (свободного) джаза, анализируются его форма и содержание, особенности стиля и восприятия, социальные, эстетические и этнические источники развития. Используя междисциплинарный (прежде всего, культурологический) подход к исследованию базисных элементов музыки фри-джаза автор создает концептуальную теорию джазовой эволюции. Значительное место уделено в книге рассмотрению механизма импровизации в свободном джазе, системному и семиотическому анализу его музыкальной структуры.
Книга эта была написана 30 лет назад, когда и мир, и джаз были иными. Первое ее издание, отпечатанное на ротапринте тиражом 70 экземпляров, появилось в самиздате. Тираж этот показателен. В середине 70-х в Советском Союзе было не более ста человек, знакомых с искусством свободного джаза (авангарда). Практически все они получили по экземпляру «Черной музыки, белой свободы» (ЧМ). Все эти люди знали друг друга, хотя музыкальная география нового джаза была обширной — от Вильнюса до Новосибирска и от Архангельска до Алма-Аты. В те времена фри-джаз был частью музыкального андерграунда, частью альтернативной, или второй, культуры. Автор ЧМ составил в начале 80-х список советских новоджазовых музыкантов (предполагалось издание «Биографического словаря нового джаза» на страницах самиздатского джазового журнала «Квадрат», который он издавал и редактировал). Оказалось, что в 280-мил-лионной стране было всего 46 музыкантов, играющих аван-гардный джаз. Что же касается общего количества джазовых музыкантов, то, по подсчетам Владимира Фейертага, на 1983 год в Советском Союзе «с разной активностью, с разной степенью заинтересованности, с разным охватом «по совместительству» джазом занимается одновременно более 300 человек»1. Следует отметить, что и в западноевропейских странах, и в США эта пропорция была примерно такой же.
Во всем мире фри-джаз был эзотерической, непопулярной музыкой, обслуживающей узкую социальную группу. Культурное меньшинство, приобщенное к свободному джазу в России, как правило, находилось в оппозиции к казенной культуре и политическому режиму. Сама эта музыка возникла в США как самовыражение нонконформистского афроамериканского меньшинства. Социальные и эстетические предпосылки ее возникновения подробно рассмотрены в книге.
ЧМ писалась в то время, когда авангардный джаз был объектом мощной и агрессивной атаки не только со стороны политического режима и официального культурного истеблишмента, но и со стороны соратников по джазовой борьбе. Более того, гонения и нападки властей нередко оказывались несравнимо мягче и либеральнее переходящей в неподдельную ненависть неистовой хулы, которая раздавалась в адрес авангардного джаза со стороны традиционалистов и музыкантов джазового мейнстрима. Как всегда, гражданская война оказалась ожесточенней и свирепей войны с иноземным (инокультурным) противником. Отголоски этой войны явственно проступают в ЧМ. Все это превращает ее в исторический документ эпохи; и это главная причина, по которой она переиздается без изменений, как стереотипное, практически репринтное издание.

СОДЕРЖАНИЕ:

Тридцать лет спустя: вместо предисловия
От автора
ВВЕДЕНИЕ
ДЖАЗОВАЯ МИФОПЛАСТИКА
Гносеология негритюда
Мифологическое сознание
Джазовая медиация
Новоджазовое мифотворчество
ПЕЧАТЬ НЕГРИТЮДА
Антирасистский расизм
Афроджазовая соборность
Эротический первоэлемент
Двойственность ритма
Природная стихийность
В поисках прародины
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗОНА
Музыкальные противостояния
Завершение карнавала
Художественное преображение
СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
Контркультурная революция и джазовая практика
Революционное действие: джазовое эхо
ДЖАЗОВАЯ СИСТЕМА
Системность в джазе
Интерпретатор и импровизатор
Новый джаз и поэтика Достоевского
Поиски формы
ИДЕЯ ИМПРОВИЗАЦИИ
Природа импровизации
Механизм импровизации
Восприятие импровизации
Социальное опосредование импровизации
СТРУКТУРА ФОРМЫ
Новый порядок: вероятностность формы
Специфика структурного кода
Негативность симметрии
Архитектоника: старая и новая
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА
Время и пространство новоджазовой формы
Реализация ритма
Гармоническая организация
Мелодическое развитие
Фонизм и интонация
ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ
Развитие стиля в джазе
Облик джазового стиля
Новая нормативность
СМЫСЛ ВОСПРИЯТИЯ
Принцип типологии восприятия
Уникальность нового опыта
Эмансипация восприятия
ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ АВАНГАРДНОГО ДЖАЗА

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Книги о группах, музыкантах, стилях | Добавил: aperock | Теги: джаз, история, негритюд, барбан, Бибоп
Просмотров: 1304 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar