С. Прокофьев. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям. Переложение для фортепиано в 4 руки
19.02.2018, 11:36

С. Прокофьев. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям. Переложение для фортепиано в 4 руки Автор: С. Прокофьев
Год: 1963
Издательство: Музгиз
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов, точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.
В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная «Пантомима» с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо. В спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.
Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением «слышать время». Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен — от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX века в оратории «На страже мира». Такая широта охвата времен, событий, образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистической точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину» эта точность обрисовки музыкального быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота, свежесть образов — все это сближает музыку к «Евгению Онегину» (а частности, «Мазурку» «Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интересно отметить, что «Полька» в оригинале написана для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться к легкости, прозрачности звучания при весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основу музыкальной характеристики дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка «Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.
Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в сборник фрагментов из музыки к кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежная характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии одна из начальных тем первой части Восьмой фортепианной сонаты). Второй фрагмент — «Бал» — пышный, блестящий полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов» (1941 г.). Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями) в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».
«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила») из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой песней «Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот фрагмент в фильм не вошел):

Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.

Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать» их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе «Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана», «Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Океан-море. Песня из музыки к кинофильму «Иван Грозный»
  • Мечты. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Аморозо. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Самозванец у фонтана. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Кадриль Из музыки к кинофильму «Лермонтов»
  • Анданте. Из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины»
  • Призрак Гамлета-отца. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Первая песенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Вторая песенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Пантомима. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Песня. Из музыки к кинофильму «Тоня»
  • Анданте. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
  • Полька. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
  • Мазурка. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
  • Луиза. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»
  • Бал. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»

 

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:
Категория: Клавишные | Добавил: aperock | Теги: прокофьев, ноты, фортепиано, музгиз
Просмотров: 1610 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar