В категории материалов: 338
Показано материалов: 61-80
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 16 17 »


Е. Назайкинский. Звуковой мир музыки

Автор: Е. Назайкинский
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 254
Формат: PDF
Размер: 13,5 МВ
Язык: русский

В монографии с широких позиций анализируется проблема эстетического восприятия мира музыки. Рассматриваются свойства музыкальных звуков в сравнении с особенностями звуков речи, природы, быта, вскрывается характерность тембров голосов и инструментов (в частности, электромузыкальных). Исследуются особенности развития, совершенствования музыкального слуха, а также эстетические проблемы слушания музыки.
Адресована музыковедам, композиторам, специалистам по эстетике и общей теории искусства, музыкантам-исполнителям, а также широкому кругу читателей, интересующихся теорией музыки.

Музыкальная теория | Просмотров: 2542 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 08.02.2019 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

Е. Назайкинский. Стиль и жанр в музыке

Автор: Е. Назайкинский
Год: 2003
Издательство: Владос
Страниц: 248
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические проблемы изучения стиля и жанра музыки. Характеризуются методы стилевого и стилистического анализа музыкальных произведений. Приводятся темы домашних заданий и методические советы, а также предметный указатель и список рекомендуемой литературы.
Учебное пособие адресовано студентам музыкальных учебных заведений и педагогических институтов; может заинтересовать широкий круг читателей-музыкантов и любителей музыки.

Музыкальная теория | Просмотров: 4299 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 07.02.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

А. Насретдинов. Физика и анатомия музыки

Автор: А. Насретдинов
Год: 2015
Издательство: М.: Бослен
Страниц: 224
Формат: PDF
Размер: 12,4 МВ
Язык: русский

Предмет, лежащий в основе книги, позволяет увидеть связи и закономерности между основной частью элементов музыки и проследить их историческое развитие. Книга написана серьезно, но в то же время и с юмором. В общем, "Физика и анатомия музыки" для тех, кто хочет блеснуть эрудицией, но одновременно - глубже проникнуть в святая святых звуков и их соединений. Может быть, это начало современного "физического музыковедения"?

Музыкальная теория | Просмотров: 2867 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 05.02.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Т. Бугакова. Соотношения и связи речевой и музыкальной интонаций

Автор: Т. Бугакова
Год: 2005
Издательство: Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

В данной работе рассматриваются вопросы: взаимодействия и связи музыкальных и речевых интонаций, прослеживается их развитие, степень эмоционального воздействия. Работа состоит из теоретического материала, проиллюстрированного нотными примерами, взятыми из произведений, часто исполняющихся в репертуаре вокалистов-иллюстраторов. Пособие адресовано учащимся и преподавателям средних учебных заведений.

Вокал | Просмотров: 2037 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 25.01.2019 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

О. Садкова. Музыкальная акустика. Конспект лекций

Автор: О. Садкова
Год: 2003
Издательство: Н. Новгород: НГК им. М.И. Глинки
Страниц: 344
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский

Курс лекций знакомит будущих звукорежиссеров, музыковедов, композиторов с основными физическими закономерностями при исполнении и восприятии музыкальных произведений: со способами звукообразования в современных музыкальных, электромузыкальных и электронных инструментах; физическими и музыкальными характеристиками инструментов и певческого голоса, явлениями в области тембра, гармонии и инструментовки; основными характеристиками звуковых волн и их временным и спектральным представлениями; закономерностями распространения, отражения, преломления звуковых волн в концертных залах и наблюдающимися здесь физическими эффектами; психофизиологическими особенностями восприятия звуковых колебаний человеком; основными радиоизмерительными приборами для акустических измерений, а также методами математического моделирования акустических процессов.

Музыкальная теория | Просмотров: 1124 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 25.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

А. Белявский. Теория звука в приложении к музыке. Основы физической и музыкальной акустики

Автор: А. Белявский
Год: 1925
Издательство: Госиздат
Страниц: 248
Формат: PDF
Размер: 27,0 МВ
Язык: русский

Настоящая книга представляет собою курс лекций, прочитанный автором в 1920-1921 академическом году для слушателей Донской Консерватории в Новочеркасске. В этих лекциях, в объеме двух годовых часов, автором изложены основы физической и музыкальной акустики. Книга, по мысли автора, должна быть полезной не только лицам, посвятившим себя музыке, но и тем, кто при изучении акустики, как отдела физики, хотел бы познакомиться с основами музыкальной акустики, что совершенно необходимо, так как между музыкой, с одной стороны, и акустикой (физической и математической) - с другой, существует связь, и связь эта несравненно глубже, чем, например, связь между оптикой и живописью. Книга предназначается также и для слушателей консерваторий, музыкальных техникумов и т. п. музыкальных учебных заведений, поэтому автору, считаясь со средним уровнем математических познаний этого контингента читателей, пришлось отказаться от пользования высшей математикой.

Музыкальная теория | Просмотров: 1569 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 24.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Н. Соколов. Образцы модуляционных прелюдий. Пособие при изучении гамронии

Автор: Н. Соколов
Год: 1923
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский

В состав модуляционных прелюдий входят три главных отдела. Первый отдел включает заданный начальный строй и модуляцию в новый, второй - назначенный новый и обратную модуляцию, третий - начальный строй. Модуляция в новый строй разрабатывается постепенным путем по плану, основанному на ближайшем сродстве тональностей. Для возвращения в начальный строй применяется (за исключением 10-й прелюдии) более скорая (так называемая внезапная) модуляция при посредстве доминантовой гармонии, энгармонически-равной аккорду с увеличенной секстой. В интересах естественности гармония эта должна быть, во первых, устойчива, т. е. продолжаться не менее целого такта, во вторых - осложнена мелодической фигурацией с такою звучностью, которая была бы альтерирована в соответствии с звучностями последующего строя.
Для сочинения прелюдии учащемуся предлагаются два задания в объеме одного или двух тактов. Первое задание относится к начальному строю, второе (большею частью в измененном ритме) служит началом средней части в новом строе. Содержание заданий, определяя характер и стиль прелюдии, или вовсе не оказывает влияния на ее форму или влияет только отчасти.
Вообще же та или иная из существующих форм складывается в зависимости от способа развития музыкальной мысли или разрабатывается преднамеренно, подчиняя в таком случае течение мысли формальным условиям.
Большая часть образцов прелюдий изложена в так называемой песенной форме и только две последних прелюдии в форме несложных рондо.

Клавишные | Просмотров: 1582 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 11.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Е. Ручьевская. Слово и музыка

Автор: Е. Ручьевская
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 4,7 МВ
Язык: русский

Брошюра известного ленинградского и петербургского музыковеда Екатерины Александровны Ручьевской рассказывает о проблемах, казалось бы, понятных каждому, но до конца не исследованных и по сей день - соотношении слова и музыки.

Музыкальная теория | Просмотров: 1523 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 09.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Е. Ручьевская. Функции музыкальной темы

Автор: Е. Ручьевская
Год: 1977
Издательство: Музыка
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 10,5 МВ
Язык: русский

Проблема тематизма занимает особое место в анализе музыкального произведения. Анализ, о котором здесь идет речь, - это наука, которая изучает объективные законы одного из явлений действительности: искусства, его формы в широком смысле слова. Анализ - инструмент, которым мы пользуемся для определения художественных качеств произведения, с помощью которого учимся верно и объективно оценивать окружающую нас музыкальную действительность. Являясь, вероятно, самым существенным элементом целостного анализа, анализ тематизма дает возможность выйти за рамки конкретного художественного текста - в область историко-стилистических обобщений.

Музыкальная теория | Просмотров: 2091 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 09.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Т. Бершадская. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни

Автор: Т. Бершадская
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 7,4 МВ
Язык: русский

Настоящая работа не претендует на то, чтобы дать исчерпывающее освещение всех вопросов многоголосия русской народной песни, да это и вообще вряд ли возможно в рамках одного исследования. Ведь рассмотрение многоголосия можно вести с самых различных сторон: со стороны эстетической, то есть с точки зрения того, как тот или иной склад многоголосия связан с художественным образом песий; со стороны этнографической, со стороны композиционной. Лишь эту последнюю задачу и ставит перед собой автор. В работе делается попытка выяснить и теоретически обобщить композиционные закономерности многоголосия русской народной песни.
Как показывает анализ, каждый из складов русского народного многоголосия находится во взаимообусловленной связи с ходом развития мелодического, а следовательно, и ладового начала. В соответствии с этим в настоящей работе анализу многоголосных складов предшествует краткое рассмотрение (описание) основных особенностей ладового и мелодического строения песни.
Во многих вопросах, связанных с теорией лада и мелодики, автор опирается на исследование X. С. Кушнарева «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки». Исследование это, будучи посвященным анализу армянской монодии, в своей теоретической части ставит и разрешает важнейшие общие вопросы теории ладообразования, применимые к музыке любой национальности. В частности, теории первичной и вторичной переменности лада, ладовой антитезы, интонационного цикла полностью применимы к русской народной песне и во многом помогают осмыслению закономерности образования и развития ее лада и мелодии.
Предлагаемое вниманию читателя исследование представляет собою несколько переработанный вариант диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, защищенной в Ленинградской консерватории 22 июня 1954 года.
Научным руководителем диссертации был, ныне, покойный, Христофор Степанович Кушнарев. Он же взял на себя труд по редактированию настоящей работы при подготовке ее к опубликованию.

Музыкальная теория | Просмотров: 977 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 08.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

К. Герольд. Музыкальная грамота. Справочник для начинающих музыкантов

Автор: К. Герольд
Год: 2015
Издательство: Питер
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Книга предназначена в первую очередь для учеников музыкальных школ в качестве дополнительной литературы по изучению музыкальной теории. Однако она будет полезна и самому широкому кругу читателей любого возраста, желающих познать музыкальную грамоту. Несмотря на серьезность предмета, язык пособия прост и доступен. Материал разбит на главы, последовательное изучение которых поможет освоить музыкальную теорию на уровне, достаточном для самостоятельного разучивания музыкальных произведений. А особо терпеливые читатели смогут попробовать себя в роли композитора!

Музыкальная теория | Просмотров: 2213 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 04.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Л. Федотова. Атональность в начале XX века

Автор: Л. Федотова
Год: 2011
Издательство: Казань: КГК(А) им. Н.Г. Жиганова
Страниц: 70
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

Монография посвящена одной из узловых тем современная гармонии - концепции атональности. Явление рассмотрено в теоретическом плане: затронуты вопросы терминологии, структуры атональной композиции, разновидностей атональных 12-тоновых техник. Исследуется период «свободной атональности» первых десятилетий XX века. В аналитических разделах, посвященных техникам атонального письма, представлены сочинения, созданные именно в этот временной отрезок музыкальной истории.
Монография адресована студентам-музыковедам, а также всем интересующимся проблемами музыки XX века.

Музыкальная теория | Просмотров: 1034 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 04.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Н. Гуляницкая. Современное искусство музыкальной композиции

Автор: Н. Гуляницкая
Год: 1985
Издательство: ГМПИ им. Гнесиных
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 9,9 МВ
Язык: русский

Проблемы идейно-художественного содержания и системы выразительных средств - в центре внимания исследователей современного искусства. Выявить некоторые характерные особенности мелодики, гармонии, ритма, фактуры, формы и др. - задача, которую поставил авторский коллектив данного сборника. На материале советской музыки второй половины века, а также произведений, вошедших в классику XX века, рассматриваются многие новые явления, заключенные в контекст современной культуры, в том числе и зарубежной, противоречивой по своей идейно-художественной направленности.
Вводя в круг актуальных проблем своих читателей - преподавателей, аспирантов, студентов, - авторы руководствуются мыслью о необходимости интерпретационно-критического осмысления искусства наших дней.

Музыкальная теория | Просмотров: 1305 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 02.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Н. Гуляницкая. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века

Автор: Н. Гуляницкая
Год: 2002
Издательство: Языки славянской культуры
Страниц: 432
Формат: PDF
Размер: 38,7 МВ
Язык: русский

Исследование доктора искусствоведения, проф. Российской академии музыки Н. С. Гуляницкой посвящено проблемам музыкальной христианской культуры прошедшего века, которая, находясь долгое время под запретом, была вне поля зрения музыковедов. В монографии поставлена задача связать начало и конец столетия, творчество композиторов Нового направления с «новейшей» духовной музыкой современных авторов. В Первой части рассматриваются произведения многих ведущих композиторов конца XIX – начала XX в. (со ссылкой на родоначальника этого направления – Чайковского и других знаменитых русских сочинителей). Анализируется влияние, которое оказало их художественное творчество на духовную музыку последователей, в том числе композиторов русского зарубежья. Во Второй части исследуется status quo в области духовно-музыкальных композиций – как церковных, так и концертных; сравниваются подходы и средства воплощения, анализируется музыкальный язык и образно-смысловой строй. Текст затрагивает различные проблемы, связанные с вопросами жанра, «тембризации», высотно-ритмических структур и других сторон духовно-музыкального произведения как единой целостности, проистекающей из текстовой смысловой основы.

Музыкальная теория | Просмотров: 1651 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 02.01.2019 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Н. Корыхалова. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства

Автор: Н. Корыхалова
Год: 1979
Издательство: Музыка
Страниц: 208
Формат: PDF
Размер: 16,1 МВ
Язык: русский

в книге рассматриваются теоретические проблемы музыкального исполнительства, дается критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Автор предлагает также собственную концепцию, касающуюся способа существования музыкального произведения, и затрагивает ряд вопросов, характерных для современной музыкальной культуры.

Музыкальная теория | Просмотров: 3087 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 29.12.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

А. Соколов. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества

Автор: А. Соколов
Год: 2007
Издательство: Композитор
Страниц: 272
Формат: DJVU
Размер: 8,5 МВ
Язык: русский

Непосредственным объектом этого исследования являются различные виды текстов. Показательно, что в быту два вида текста часто именуются одним словом - "запись" (нотная, магнитная, цифровая). Объектом изучения здесь также являются вербальные тексты. "Реконструкция творческого процесса", говорит автор, - "это путь естественного сближения диалектики творчества и психологии творчества.(...) мы имеем возможность опереться на некоторые современные философские концепции" (...), что приводит к коррективам некоторых устоявшихся представлений.

Музыкальная теория | Просмотров: 1964 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 28.12.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Г. Григорьева. Музыкальные формы XX века

Автор: Г. Григорьева
Год: 2004
Издательство: Владос
Страниц: 175
Формат: PDF
Размер: 8,4 МВ
Язык: русский

Учебное пособие посвящено музыкальным формам XX в. и охватывает творчество отечественных и зарубежных композиторов. Помимо классических форм, рассмотрены новые формы, специфические для музыки прошедшего столетия. Предложенный технико-стилевой подход уточняет типологию форм и создает необходимую методологическую базу для прохождения узловых вопросов вузовского курса анализа музыкальных произведений.
Учебное пособие адресовано студентам педагогических факультетов музыкальных вузов и музыкальных училищ.

Музыкальная теория | Просмотров: 1629 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 28.12.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Б. Яворский, С. Беляева-Экземплярская. Структура мелодии

Автор: Б. Яворский, С. Беляева-Экземплярская
Год: 1929
Издательство: Государственная академия художественных наук
Страниц: 94
Формат: PDF
Размер: 7,5 МВ
Язык: русский

Книга состоит из двух работ: "Б. Яворский. Конструкция мелодического процесса" и "С. Беляева-Экземплярская. Восприятие мелодического движения". Работы представляют собой одно целое.
Они связаны между собой не только общностью темы. Они являются попыткой решения одного и того же вопроса разными методами, относящимися к разным дисциплинам, при полном согласовании применения этих методов.
Мы полагаем, что результаты такой работы небезынтересны для обоих привлеченных наук.
С одной стороны, для теории музыкального искусства не может быть безразличным соотношение результатов ее анализа с реальным восприятием слушателя (каковым может явиться и сам композитор). Иначе можно дойти до построений, не имеющих никакой связи с действительностью.
В этих случаях технические наблюдения и частные обобщения и предписания заменяют собой нужную полноту подлинного музыковедческого исследования.
Между тем, целый ряд спорных вопросов о роли и воздействии той или иной стороны в музыке легко, казалось бы, решается, если только установить путем эксперимента, как фактически происходит такое воздействие.
С другой стороны и для психологии существенна теория музыкального искусства. Некоторые психологические исследования не нужно было бы производить или нужно было бы производить в другой форме, если б соблюдалась разумная экономия и принимались в расчет данные, которые могут быть установлены музыкальной наукой.
Избранная нами тема — строение мелодии и ее восприятие.
Мелодия, напев является одним из непосредственных и особо понятных музыкальных проявлений. Между тем, музыкально-теоретически учение о мелодии разработано совершенно недостаточно. В теории построения музыкальных произведений вопрос о мелодии, собственно, отводится вовсе в сторону, как вопрос о мало понятном явлении, зависящем от одного вдохновения, явлении; которому нельзя обучить ибо его нельзя изучить.

Музыкальная теория | Просмотров: 1436 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 26.12.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Н. Гуляницкая. Русская музыка. Становление тональной системы. ХI–ХХ вв.

Автор: Н. Гуляницкая
Год: 2005
Издательство: Прогресс-традиция
Страниц: 384
Формат: PDF
Размер: 5,6 МВ
Язык: русский

Исследование Н.С. Гуляницкой, доктора искусствознания, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, посвящено анализу звуковысотного мышления, прошедшего с ХI по XX столетие ряд этапов развития. Средневековье, барокко, классицизм, романтизм, модерн и постмодерн эти художественные системы русской культуры, спроецированные на музыкальные факты, рассматриваются сквозь призму общеискусствоведческих понятий и главным образом с помощью музыковедческого инструментария.
Книга адресована как профессиональным музыкантам, так и всем, кто интересуется проблемами русского искусства.

Музыкальная теория | Просмотров: 1037 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 24.12.2018 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0)

В. Лукомская. Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио. Для IV-VII классов ДМШ

Автор: В. Лукомская
Год: 1983
Издательство: Музыка
Страниц: 78
Формат: PDF
Размер: 15,6 МВ
Язык: русский

Предлагаемое пособие ориентировано на комплекс гармонических средств, предусмотренный программой школьного курса. Последовательность тем также обусловлена программой. Настоящая хрестоматия предназначена в первую очередь для работы на уроках, однако рекомендуется и для домашних занятий учащихся, поскольку большая часть примеров проста и доступна для исполнения.
Имея своей целью развитие гармонического слуха на художественном материале, хрестоматия поможет существенно расширить музыкальный кругозор школьников. В нее вошли фрагменты из сонат и симфоний Моцарта и Бетховена, произведений Шуберта, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского и других композиторов-классиков XVIII—XIX вв., а также некоторые образцы старинной и современной музыки.

Музыкальная теория | Просмотров: 1541 | Загрузок: 0 | Добавил: aperock | Дата: 23.12.2018 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)